Побудь не знающей, а чувствующей
…или как я развивала интуицию.
Да, нас с детства затюкали: учись хорошо, набирайся знаний, надо быть умным… но почему-то взрослые не думали, что это не самое главное, что будет помогать идти по жизни в правильном направлении и в нужном темпе. И что кроме умности, нужно еще развивать умение слышать сердце и душу – те самые органы, что «глаголят истину».
И вот ходят, бегают, ползают по жизни «умненькие головастики» — так для меня выглядят те, у кого голова набита знаниями. И у них тоненькие ручки и ножки – не физические, а настоящие: те, что позволяют не просто двигаться и хватать, а делать то, что согласуется с душой и сердцем.
Народ ведь не зря подметил подсказку: «душа не лежит к этому делу» — значит, нужно «семь раз отмерить»- перепроверить: а нужно ли туда идти, этим делом заниматься? Может, твое дело лежит всего в паре шагов.
В период школьных нагрузок меня часто донимал вопрос: вот зачем мне эти или эти знания? И бывала даже дерзость задать этот вопрос родителям. Ответ был кратким и совсем не убеждал: «Раз учат, значит – надо». Сомнения оставались и развивали сопротивление поступлению информации, выбранной для меня без учета меня, как будто я робот, созданный на конвейере.
Училась я еле-еле, и после 8 класса придумала, как сбежать из общей школы: решила готовиться к поступлению в художественное училище, а пока работать и учиться в школе рабочей молодежи. Вот здесь учиться было интересно по двум причинам: спрашивали очень мало, потому что уважали факт, что все работают. А еще было здорово сидеть рядом со взрослыми людьми, а не одногодками. Тут были совсем другие разговоры и взгляды на жизнь. Школа, наконец-то, перестала быть главным авторитетом.
Я присматривалась – прислушивалась к разговорам, слушала отклик в своем сердце. Я выбрала такой вид обучения, который можно было усвоить исключительно через практику: узнала – попробуй. И я пробовала, собирая свой личный опыт. Конечно, получалось коряво – как первые блины – всегда комом. Но без этих комочков не пройдешь к мастерским блинчикам. Это своего рода «входной билет» к следующему этапу мастер-классов: сначала комочки, потом блины, потом уже торт «Наполеон» из 18 коржей толщиной с папиросную бумагу (именно этому научила меня соседка: чем тоньше корж, тем выше твое мастерство).
Мне понравилось обучение жизни через наблюдательность. И я стала развивать «просвещенный эгоизм»: термин, тоже присвоенный мной из информационного изобилия. Я выбирала только интересных мне людей, события, знания и даже работу. Душа подсказывала: ненужное все равно будет вокруг, зачем его брать? От него только успевай отказываться.
Постепенно приходило понимание, что мало искать лучшую жизнь: это далекий ориентир. Гораздо важнее: искать, выбирать возможности, инструменты, которые помогут мне двигаться и создавать эту самую жизнь. Мой путь был «тернистым», потому что выбивался из общепринятых стандартов, я часто своей жаждой жизни мешала окружающим, нарушала их привычную жизнь. Они хотели предсказуемости, а я – нет. Многие выстраивали свои умственные конструкции из красивых цитат и украшали этим свою серую жизнь. И собираясь на кухнях, сетовали на недоданность, обмениваясь проблемками и расставались с надеждами «вот приедет барин…»
А я продолжала смотреть и слушать жизнь через свои чувства, развивая интуицию. Я играла с жизнью, угадывая ее правила игры, перестраиваясь прямо по ходу. Я училась импровизировать. Я делала это во всем: сначала в своей одежде, потом в обустройстве своих квартир (и не только квартир, а любого временного жилья), в приготовлении еды и создании семейных ритуалов. Особенно мне нравились импровизации в отношениях. Эта тема поражала, восхищала и пугала тех, кто был со мной рядом.
Но, странным образом, эта способность находить общий язык с любым: от сантехника до генерального директора, привлекала моих начальников и меня назначали на невероятные должности. Позже я поняла, что мои способности «ладить с людьми» помогали регулировать и даже предвосхищать конфликты в творческом коллективе. Да и люди в коллективе относились ко мне с теплотой и пользовались моим «чутьем». Я получила репутацию «знатока человеческих душ».
Последующее необходимое образование лишь подкрепило уже имевшийся навык, а не наоборот, когда мы сначала выбираем Вуз, забиваем себя случайными знаниями, а потом приходим на работу, где сразу говорят: а теперь забудь все, чему тебя учили и начинай создавать реальный опыт. А у меня все как раз было «правильным»: сначала собрался мой опыт, согласованный с моей душой, а потом осталось лишь подкрепить его бумажкой.
Я хорошо помню фурор, который я произвела на защите дипломного проекта, когда представила не абстрактный «будущий объект», а уже реально действующий, созданный мной Телефон доверия в тот период, когда такие существовали лишь в Москве и Питере.
Откуда я брала уверенность, что нужно поступать так или так? Раньше я не задавала себе этот вопрос, опять же – доверяя интуиции, иначе случилось бы то же, что с гусеницей, задумавшейся, с какой ноги ей начать движение и в итоге упавшей, запутавшись.
А вот сейчас я могу позволить себе задавать такие вопросы, исключительно для уточнения, прояснения уже сложившегося опыта. И ответ прост: источник уверенности не в голове, забитой знаниями, а в душе, полной чувств. И когда я вновь встаю перед выбором чего-либо, я успеваю напомнить себе: ПОБУДЬ НЕ ЗНАЮЩЕЙ, А ЧУВСТВУЮЩЕЙ.
И в этом неизменно красивом букете чувств я всегда нахожу повод для очередной моей импровизации. Последние из них: леттеринг и нейрографика – такие увлекательные практики, просто чудо!
А как живете вы: по уму или по чувствам?