Хвалить нельзя ругать
Как многое меняется в жизни, если выбрать место для запятой, верно? И как часто мы ставим ее механически, по привычке, и привычка оказывается «медвежьей услугой», увы. И я вовсе не собираюсь заниматься нравоучительством, скорее – поразмышляю сама с собой, а вы уж поприсутствуете.
Только не забывайте о «созидательной жадности» — так я называю любо-знательность вкупе с практичностью. Услышали что-то интересное, обязательно найдите в этом свою «вкусняшку-полезняшку» и сразу же (непременно сразу же!) закидывайте это зернышко себе в жизненную почву. А иначе так и будете сидеть на берегу и смотреть, как другие ловят рыбу?
Опять напомню о том, что навык «созидательной жадности» или пытливого интереса у нас заложен с детства. Вспомните, как исследуют окружающий мир дети: еще не умея ходить, но уже научившись ползать, они изучают все вокруг и тащат в рот – пробуют на физическое понимание. Почему в рот? Так ведь это первый канал, по которому мир начал поступать извне – через молоко матери. Пока мозг еще не взял верх, пробуем на язычок.
Проблема выбора пути
У меня с этим навыком отношения сложились дружелюбные и даже замечательные: не прекращаю «жадничать» и пробовать все новое и новое, применять в своей практике и в быту. Но… всегда есть одно «но», иначе мы не почувствовали бы вкус меда, не засунь туда кто-то ложку дегтя…
Мое «но» — недостаточно работающий навык самопоощрения, «похвальбушки» и другие мотивашки. Как часто, на автомате (будь он не ладен) успеваю кинуть в себя упрек, но забыть похвалить. И уже потом, потирая ушибленную коленку, зализывая раны, обнаружить, что эти ссадины и подзатыльники были моим «анти-творчеством», собственным рукоприкладством – парадокс, да и только…
И можно сколь угодно долго искать корни этой пагубной привычки (ну, уж точно – не созидательной) в своем детстве, и обнаружить там первоисточник, и что? Я честно проделала этот «путь назад», нашла корень своего душевного сорняка, но решило ли это мои проблемы в дне сегодняшнем? Отнюдь… что толку найти «виновника», переложить на него ответственность и вернуться в сегодняшний день с той же привычкой? Пришло (проросло) понимание, осознание того, что нужно включать делание.
Сила привычки
Да, прямо «здесь и сейчас». Всего лишь перестать кормить вниманием свои недостатки и не забывать прикармливать свои успехи. Мне подумалось, что это похоже на воспитание детей: разумная мать ведь не будет одного дитя постоянно хвалить, а другого постоянно ругать? Разумеется, будет находить равновесие. Так что же я не делаю этого по отношению к себе?
Вот тут на сцену, на трибуну вылезла во весь рост сила привычки. Не самой лучшей, замечу. И такой вздох облегчения от понимания, что нужно всего лишь – предоставить трибуну ДРУГОЙ ПРИВЫЧКЕ. И это право – замены привычки — у меня есть. Вот и верну себе это право, себе же во благо. И инструмент имеется, правда, заржавел немного, поскольку давно им не пользовалась.
Хочу просто жить
А инструмент таков: каждый вечер, подводя итоги прожитого дня, просматривая свои достижения и неуспехи, перечислять всех «поименно», но в случае с недостатками — использовать слово «ЗАТО».
Выглядит это так: эх, сегодня я забыла вымыть полы… если остановиться на констатации факта, то событие приобретает окрас недостатка, тут же вылезет чувство вины и огорчения: ну, вот.. опять… а чтобы этого не произошло, ставим запятую и находим, что было положительного: Эх, я сегодня забыла помыть полы, зато я постирала белье, приготовила обед, почистила зеркала!
Уверена, что процесс вам понятен потому что он прост, как все очевидное. Так что остается только пользоваться им себе во благо, чего я вам искренне, от всей души желаю. И не забывайте ставить запятую в правильном месте: Хвалить, нельзя ругать.